Текстура представляет собой рисунок, который образуется на поверхности древесины из-за перерезания элементов ее строения. Богатство текстуры древесины определяется сложностью ее строения и разнообразием сочетания отдельных элементов. На характере текстуры отражаются:
- Ширина годичных слоев.
- Степень различия по окрасу ранних и поздних зон годичного слоя.
- Наличие сердцевинных лучей.
- Размер сердцевинных лучей.
- Свилеватость.
- Прямолинейное или волнообразное направление волокон к вершине от комлевой части.
- Эксцентрическое и центрическое расположение годичных слоев при поперечном сечении.
- Какая часть древесины взята для раскроя: комлевая, стволовая, у наплывов на стволе или развилин крупных ветвей.
- Способ получения шпона.
- Направление разреза древесины при лущении или строгании: тангенциальное, радиальное, тангенциально-торцевое.
Липа, черное дерево и груша обладают древесиной без выраженного рисунка, а ее поверхность имеет ровный спокойный цвет с едва заметным направлением волокон. Участки шпона без текстуры можно найти практически в каждой породе. Бестекстурная древесина используется при создании спокойной цветной плоскости, в большинстве случаев – фона мозаики, и мелких деталей при создании геометрического орнамента, окантовок и прожилок.
Виды рисунков:
- Мелкокрапчатый. Он получается при разрезе сердцевинных лучей. Такую текстуру можно встретить у дуба, бука и чинара.
- Муаровый. Можно встретить у красного дерева, серого клена, волнистой березы. Древесина эти пород обладает шелковистым волнообразным отливом. Используются такие текстуры в пейзажных композициям и крупных растительных орнаментах.
- Полосатый. Можно встретить у красного дерева, палисандра и ореха. Такая текстура имеет узкие или широкие темные полосы, которые получаются при радиальной плоскости разреза. Если полосы хорошо выражены, то подобная древесина используется при выполнении больших фрагментов в геометрических орнаментах и сюжетных наборах.
- Волнистый. Получается в большинстве случаев при строгании древесины с полосатой структурой специальным ножом. Однако под действием специфических условий роста дерева, древесина приобретает такую текстуру. Используется на больших плоскостях.
- V-образный. Рисунок с расходящимися полосами от основания получается при тангенциальном разрезе годичных слоев. Он характерен для пород дерева, которые имеют различную окраску ранней и поздней древесины, и используется при выполнении сюжетных наборов.
- Криволинейный. Такой рисунок появляется при ненормальных условиях роста дерева, и получить его можно посредством тангенциального разреза ореха, ясеня или карагача. Используется при выполнении изображений птиц, животных и прочего.
- Раковинный. Можно встретить у развилин ветвей или комлевой части дерева таких пород, как ясень, кавказский орех или карагач. На довольно ровной поверхности древесины располагаются раковины с темными пятнами и перепутанным рисунком линий. Используется при выполнении сюжетных наборов.
- Птичий глаз. Этот рисунок состоит из отдельно разбросанных раковин с пятнами различных размеров, обвитых перепутанными линиями. Получается эта текстура от непроросших почек, которые образовались под корой клена, карельской березы, ясеня, украинского тополя. Используется при выполнении крупных орнаментов или сюжетных наборов.
- Наплывной. Данная текстура имеет самые высокие декоративные качества. Наплывы и капы образуют сплошной рисунок из пятен и перепутанных линий. Используется при выполнении сюжетных наборов.
Порода древесины с соответствующей рисунку мозаики текстурой требует высокой квалификации и внимания художника, составляющего изображение, и мастера, воплощающего эскиз в жизнь.