Инкрустация – это украшение поверхности изделия врезанными в нее пластинками из слоновой кости, металла, дерева, перламутра и прочих материалов. При этом, подобные вставки отличаются от остальной поверхности лишь фактурой материала и цветом, так как врезка и украшаемая поверхность находятся на одном уровне.
Существует два вида инкрустации:
- Вставка большого размер и несложной формы. Сначала вырезается вставка. Далее она накладывается на изделие и острым предметом обводится ее контур. На основании полученного рисунка делается выемка, так называемое гнездо, куда потом вкладывается вставка.
- Сложный ажурный орнамент. На поверхность изделия наносится рисунок вставки. Далее по контуру рисунка делается неглубокий разрез. Затем посредством стамески выбирается выемка с немного скошенными и ровными краями. Вставки подгоняются под сделанные выемки.
Для обоих видов инкрустации на дне выемок и обратной стороне вставок нужно сделать насечки. Это необходимо для лучшего сцепления. Закрепление вставок в выемки осуществляется клеем или мастикой. После высыхания поверхность выравнивается.
Немного из истории. Эта техника была популярны еще в Древнем Египте. Ларцы, сундуки, саркофаги, кресла и стулья, сделанные из черного дерева, мастера украшали вставками из кусочков белого и синего фаянса, полудрагоценных и драгоценных камней, слоновой кости.
В Древнем Риме и Греции инкрустация широко также использовалась при украшении деревянных изделий. В эпоху античности в основном в качестве украшения использовалась слоновая кость. Мастера создавали растительные и геометрические орнаменты, делали вставки в виде фигурок людей и животных.
Довольно часто по кости гравировались тонкие узоры.
В древние времена для имитации инкрустации по дереву использовались цветные пасты, которыми заполнялись углубления в древесине. Эти пасты готовились из цветных пигментов, которые смешивали с клеем. В итоге они могли имитировать черное дерево, слоновую кость, бирюзу, малахит и прочие камни.
В средние века инкрустацию отодвинули на второй план роспись, золочение и резьба, лишь с 16 века она была возвращена мастерами Франции, Италии и Голландии и использовалась для украшения мебели.
За счет трудоемкости и сложности процесса инкрустации другие виды мозаики по дереву со временем ее вытеснили. Сейчас она используется в редких случаях для украшения небольших изделий, либо при реставрации.